E17 легкий оконный менеджер с притензиями на среду рабочего стола

On: 21 ноября 2009 г.

Открыл для себя Enlightenment E17. Теперь и вам советую. Интереснейший оконный менеджер и оболочка рабочего стола. Его внешний вид завораживает. Привыкать тяжко но оно того стоит.
Как меня уже достали эти оконные менеджеры. KDE, Gnome, а в последнее время и X-Face. Первый раз я поставил его на слабую машину с Xubuntu 9.04. Время когда этот компьютер был в списке современных машин прошли еще когда я учился в школе. На нем я познакомился с GNU/Linux. Во время работы с гномом я чуть не вешался как иногда начинал тормозить компьютер. Потому вскоре поставил Xubuntu. Стало посвободнее. И этого оказалось мало. X-Face в отличии от Gnome работал с постоянной скоростью. Но ИМХО тормоз он и в Африке тормоз. После долгого скитания по интернету мой взор направился в сторону проекта Enlightenment о котором я уже писал. На данный момент нареканий и ругани в сторону e17 с моей стороны не было (кроме некоторых не доработок которые заставляли нервничать). Даже тот факт что он поддерживает Compiz много о чем говорит. Работать в нем не привычно.
Моя настройка

Чего стоит ожидать

Стандартный внешний вид

Это новое рабочее окружение основанное на своих библиотеках потому все что вы увидите будет необычным. Работает он шустро. Нарекании вызывают проблемы отображения родного трея с некоторыми темами. Иногда E17 внезапно перезагружается в следствии какой то ошибки (оно и не странно ведь на момент написания этой статьи он все еще остается нестабильным тестируемым проектом). Подключив Ecomorph (модуль) вы получите всю прелесть композитного оконного менеджера с низким аппетитном к системным ресурсам.

Если отбросить некоторые (считаю временные) неудобства E17предстовляет из себя приятную среду рабочего стола. Если сравнивать с OpenBox то E17 предлагает большой функционал по созданию рабочего окружение с помощью графического интерфейса. В E17 стандартно включены свои: файловый менеджер (неудобный но все таки он есть), трей (появился недавно но ИМХО намечается резкий прогресс), композитный оконный менеджер, разнообразные гаджеты и аплеты (индикатор температуры, заряда батареи, аналоговые часы, управление устройствами хранения данных (в том числе и авто подключение), управления звуковой системой и т.д.). После установки E17и пары гаджетов у вас получиться уже готовая к использованию рабочая среда. Лидер проекта Enlightenment раньше работал над разработкой Gnome потому он больше совместим с GTK приложениями, но это еще не означает что с другими графическими интерфейсами возникают проблемы. Тем не менее что  E17 имеет свою библиотеку графического интерфейса EFL(Enlightenment Foundation Libraries). Но программ написанных с ее использованием слишком мало. Вы можете ипользовать эту библиотеку в разработке своих приложений используя  C или Python.
Пример графического интерфейса ETK тема оформления Fireball

Почему я всеравно выбрал OpenBox

Дело в том что я стараюсь как можно меньше использовать мышь, E17 пока еще не совсем хорошо умеет манипулировать фокусами. Используя Krusader я часто сталкивался с проблемой потери фокуса основного окна при копировании или переносе данных (Krusader вызывает небольшое окно копирования и оно перехватывает фокус, а после его закрытия фокус, при фиксированной настройке (счилчек мыши для получения фокуса окну) главному окну не возвращаеться). Это и стало главной проблемой для меня в использовании E17. И даже теперь я немного "скучаю" по E17.

Как установить Enlightenment E17 
Пример моего рабочего стола

Когда я впервые его ставил то мне приходилось "обыскать весь интернет" что бы найти уже готовые deb пакеты(собирать незнакомое программное обеспечение я не люблю). Таких сайтов оказалось два. Со временем появился очень любопытный портал Enlightenment binary packaging. На котором вы сможете найти детальную информацию об установке Enlightenment E17 для своего дистрибутива (на момент написания статьи это Ubuntu, Debian, Fedora). Там же хранятся сами пакеты.


Разработчики
  • Carsten «Rasterman» Haitzler — лидер проекта
  • Corey «Atmos» Donohoe
  • Ibukun «xcomp» Olumuyiwa
  • Kim «kwo» Woelders — E16 maintainer
  • Andrew «HandyAndE» Williams
  • Hisham «CodeWarrior» Mardam Bey
  • Geoff «Mandrake» Harrison
Вывод

Если вам необходима скорость работы даже старенького компьютера и у вас нет времени на настройку среды рабочего стола это ваш выбор. Кроме того рекомендую для тех кто хочет увидит интересные решения в области оконных менеджеров.

Enlightenment Development Release 17 на данный момент находится в активной разработке и официально не поддерживается. Несмотря на это, E17 используется в некоторых дистрибутивах операционных систем в качестве основного и единственного оконного менеджера. Примером таких дистрибутивов являются Yellow Dog Linux для PlayStation 3, ELive — LiveCD на основе Debian, OpenGEU и MoonOS — на основе Ubuntu .

Кратко о ELive

Это проект основанный на дистрибутиве Debian. В качестве оконного менеджера использует Enlightenment E17. Очень хорошо подобранное программное обеспечении настроено для слаженной работы. Мое впечатление было не самым лучшим но чувство легкости от работы в нем не покидало меня не на минуту. Хочу предупредить о том что сам ELive распространяется на LiveCD совершенно бесплатно и установить его можно только после оплаты небольшого взноса. Ниже я выкладываю два виде демонстрирующие возможности ELive с включенным модулем Ecomorph. И советую после просмотра пролистать список подобных видео. Общее впечатление это годный LiveCD как инструмент в аварийных ситуациях но я бы не стал устанавливать его себе на компьютер.




Случайный снимок из сети

Enlightenment E17 в составе gOS

0 коммент. on "E17 легкий оконный менеджер с притензиями на среду рабочего стола"